К нам едет ревизор!

Готовимся к налоговой проверке, чтобы потом не было мучительно больно.



04.03.2020
Выездная проверка налоговых инспекторов – это стресс для каждого руководителя и компании. А зачастую не только стресс, но и дополнительные расходы за выявленные нарушения. Но если тщательно подготовиться к приезду ревизора, можно своевременно определить и исключить все ошибки. И тогда это проверка пройдет для компании без доначислений и штрафов.
Итак, вам стало известно, что налоговая инспекция собирается заглянуть в гости. Не стоит паниковать.

В первую очередь нужно проверить всех своих партнеров и контрагентов. И не удивляйтесь – возможно, благодаря кому-то из них вы и стали интересны инспекторам, которые будут искать в ваших делах фиктивные сделки. Ведь по ним есть шанс доначислить налоги. Если вам не приходит в голову, кто из партнеров мог привлечь внимание налоговой, советуем проверить каждую и связаться с ее топ-менеджерами. Уточните, получали ли эти организации какие-либо требования из ФНС.

Сигналом о грядущей ревизии может стать и запрос из инспекции о движении средств по расчетному счету или очный вызов вас или ваших сотрудников в отделение ФНС для отчета по хозяйственной деятельности предприятия. Часто случается, что протокол такого мероприятия как раз и становится основанием для постановления о выездной проверке.

И если визита чиновников уже не избежать, не стоит дожидаться, пока они с пристрастием начнут выявлять ваши слабые места.
Что нужно учесть перед проверкой?

1. Один к одному. Первичная документация вашей компании должна соответствовать документации контрагентов, т.е. на обоих экземплярах документов должны стоять идентичные подписи, печати и одинаковая нумерация.

2. «Птичка на хвосте принесла». Оповестите всех контрагентов организации о том, что к ним, возможно, придет встречная проверка. Они должны также быть к ней готовы, чтобы подтвердить факт хозяйственной деятельности. Без этого подтверждения перечисленные им деньги, проведенные на затраты, будут признаны чистой прибылью предприятия, что грозит доначислением НДС, налогом на прибыль, пенями и штрафами. К тому же делясь информацией о проверке с партнерами и контрагентами, вы можете рассчитывать на солидарность с их стороны. В случае чего «птичка» вернется к вам с теми же новостями о предстоящей ревизии.

3. Почему он? Будьте готовы дать экономическое обоснование каждой сделки по всем контрагентам, с которыми вы работали. Вы можете ссылаться на выгодную стоимость контракта, скидки, бонусы, репутацию поставщика, давние отношения с ним. Главное, четко и внятно объяснить налоговикам, почему именно с ним, а не с кем-то другим, ваша компания подписала договор.
4. Адреса в порядке. Перед проверкой следует привести в соответствие почтовый, юридический и фактический адрес компании путем внесения изменений в учетные документы или постановки на учет по месту пребывания головного офиса.

5. Никаких улик. К визиту ревизоров в офисе должны находиться только те бумаги, наличие которых юридически обоснованно и законно. Иными словами в офисе нельзя оставлять ни одного намека на какие-либо фиктивные сделки: все сведения на бумаге и электронных носителях, а также сторонние штампы и печати должны быть вывезены из офиса накануне проверки.

6. Изолируйте угрозу. Позаботьтесь о том, чтобы для проверяющего было выделено отдельное помещение рядом с санузлом. В эту комнату нужно отнести все документы, подлежащие проверке. Там же организуйте чай/кофе для «задабривания» налоговика. Нельзя допустить, чтобы инспектор свободно гулял по офису, задавая неудобные вопросы вашим сотрудникам. Приставьте к нему ответственного человека, который может отвечать на вопросы и контролировать процесс ревизии. Чаще всего, это бухгалтер, уже имеющий за плечами опыт общения с инспекторами ФНС.

7. Брифинг сотрудников. Подготовьте своих подчиненных к визиту ревизора: они должны заучить правильные ответы на возможные вопросы, как азбуку. Если вдруг их начнут вызывать для дачи объяснений, их слова не должны противоречить показаниям коллег и сведениям, отображаемым в проверяемых документах.

8. Эксперты со стороны. Налоговые инспекторы могут назначить дополнительную экспертизу по любым вопросам, выходящим за рамки их знаний и компетенций. Например, привлечь юриста для установления подлинности документа или пригласить независимого эксперта для уточнения рыночной стоимости товаров и услуг, фигурирующих в договорах с контрагентом и тд. Будьте готовы к такому повороту и исключите любую фальсификацию до того, как ее выявит проверка.

9. Доверьтесь профессионалам. Пригласите на помощь налогового консультанта, юриста или адвоката, которые будут защищать ваши права и налоговые интересы. Квалифицированный специалист может повлиять на ход ревизии и проследит, чтобы проверка шла так, как нужно вам.

Конечно, в идеале вне зависимости от плановых и внеплановых проверок хоть раз в год каждая компания должна проводить аудит своей деятельности. Так руководство сможет контролировать все сделки и быть спокойным за порядок в бухгалтерских и налоговых делах. Также для оценки рисков можно провести АВНП – аналог выездной налоговой проверки. Эту услугу оказывают сами же налоговики совместно с аудиторами. Такая подготовка к ревизии включает в себя анализ, выявление налоговых рисков, связанных с получением необоснованной налоговой выгоды, и разработку комплекса мер по их минимизации.

А чтобы поводов для паники перед проверкой было меньше, обеспечьте тщательную и своевременную проверку контрагентов и правильность заполнения всей документации.

Подписывайтесь на рассылку блога
Будете получать полезные материалы 1 раз в неделю.

Отписаться можно в любой момент

Вам будет интересно по этой теме

Подписывайтесь на рассылку блога.
Будете получать полезные материалы один раз в неделю.
Отписаться можно в любой момент
Подписывайтесь на нас в социальных сетях:
Made on
Tilda